Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире, в связи с глобализацией во многих областях промышленности и переходом на рыночные отношения на первое место выдвигаются задачи по выпуску качественной продукции, которая в полной мере должна соответствовать запросам потребителей и удовлетворять их потребности. В целях эффективной реализации продукции многие компании, работающие на туристском рынке, уделяют большое внимание изучению потребительского спроса и поведения, так как от покупательской способности напрямую зависит эффективность деятельности предприятия, ее конкурентоспособность, размер получаемой прибыли. С целью эффективного продвижения на туристском рынке, предприятию необходимо проводить систематический маркетинговый анализ потенциальных потребителей, который позволить выявить основные критерии выбора партнеров, выстроить алгоритм дальнейшего сотрудничества и оценить конкурентную среду.
Объектом исследования в работе является ООО «Пегас Туристик»
Предмет исследования – деятельность по анализу поведения потребителей на туристском рынке.
Цель работы: изучить деятельность по анализу поведения потребителей ООО «Пегас Туристик» и рассмотреть методы и приемы воздействия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать общую характеристику потребителей туристского продукта.
2. Изучить факторы, влияющие на поведение потребителей.
3. Рассмотреть методы маркетинговых исследований потребителей туристского рынка.
4. Провести маркетинговое исследование потребителей ООО «Пегас Туристик».
5. Разработать рекомендации по привлечению потребителей ООО «Пегас Туристик».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области экономики и маркетинга, работы, посвященные проблемам организации туристской деятельности. Весомый вклад в экономическую теорию и маркетинг внесли зарубежные ученые: И. Ансофф, М. Портер, Ф. Котлер. Определенный вклад в развитие теории маркетинга внесли российские ученые: Р. Фатхутдинов, М. Миронов, Ю. Рубин. Проблемам организации туристской деятельности посвящены работы: А.Д. Бутринова, Ю.П. Рыбакова, В.О. Шпаковского, Г.Н. Крайнова.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанные рекомендации можно применять в практической деятельности оператора.
Основными методами исследования в работе выступили: анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ
1.1 Общая характеристика потребителей туристского продукта
Основной концептуальной составляющей маркетинга туристского рынка на сегодняшний день выступают потребители турпродукта, с учетом потребностей и желаний которых формируются предложения туроператоров, разрабатываются дополнительные услуги и новые концепции отдыха. Для того чтобы охарактеризовать потребителей туристского рынка, необходимо рассмотреть особенности и специфику туризма:
1. Туризм является самостоятельной и динамично развивающейся отраслью экономики, где услугам отводится первостепенная роль.
2. Туризм глубоко проникает в другие отрасли экономики, вследствие чего возникает сложность взаимосвязей между его составными элементами.
3. Туризм как объект управления имеет достаточно трудноизмеримые цели, в результате объективно оценить производительность и успех туристского предприятия бывает сложно.
4. Туризм подвержен сильному влиянию со стороны контактных аудиторий. «Туристские предприятия сотрудничают с большим количеством контактных аудиторий, внутри которых имеются свои интересы» [25, с. 98]. Руководствуясь общепринятыми нормами и имея перед собой широкомасштабные цели по развитию региона, предприятие способно оперативно уравновешивать интересы между различными организациями, задействованными в процессе обслуживания.
5. Важнейшей особенностью туризма является специфика турпродукта. Его нельзя складировать или хранить, его невозможно представить наглядно в виде товарных образцов, он не поддается измерению, потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта, так как потребление турпродукта в основном осуществляется на месте производства туристской услуги, турпродукт зависит от таких переменных как время и пространство. В результате оценка клиентом качества турпродукта в большинстве случаев носит субъективный характер. Поэтому при реализации турпродукта особое значение придается его надежности, степени достоверности информации, а также профессионализму персонала.
Рассмотрев особенности данной сферы деятельности, можно отметить, что потребителей туристского рынка можно сегментировать согласно:
1. Возрастной группе:
- Дети от 0-14 лет (являются льготной категорией потребителей и путешествуют с родителями).
- Потребители от 18 до 24 лет (путешествуют самостоятельно, выбирая бюджетные турпродукты в связи с ограниченным бюджетом).
- Лица от 25 до 44 лет (как правило, в данный сегмент входят семейные пары с детьми, выбирают концепцию отдыха, ориентированную на детей).
- Потребители в возрасте 45-64 года (экономически активный сегмент потребителей, не обремененный заботой о детях).
- Потребители старше 65 лет (в основном неработающие граждане пенсионного возраста) [22, с. 54].
Следует отметить, что каждой из рассмотренных возрастных групп соответствует свой ярко выраженный тип поведения и спектр потребностей, а также разные приоритеты, на которые опираются туристы при выборе турпродукта.
2. Социально-экономическому признаку.
Согласно данной сегментации, потребители делятся с учетом уровня доходов, социального статуса, рода деятельности и уровня образования. В связи с данными аспектами, каждый сегмент потребителя выбирает определенный турпродукт. Например, потребитель с высоким уровнем дохода выбирает турпродукт VIP уровня с максимальным уровнем комфорта и размещением в отеле класса люкс. Потребители со средним доходом выбирают более бюджетный вариант турпродукта, включающего минимальный уровень услуг и демократичное средство размещения.
3. Психографическому признаку:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: АЛЬЯНС, 2015.- 267 с.
2. А. Дайан. Академия рынка, маркетинг: Пер. с фр./ Науч. ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 2015. – 572 с.
3. Березин И.М. Маркетинг на рынке ТУРИЗМА. – М.: Русская ледовая литература, 2013. – 219 с.
4. Вашурина Е.В. Поставщики и потребители: вопросы рыночных возможностей предприятия – М.: ИНФРА-М, 2016 – 144 с.
5. Воробьев А.Д. Основы маркетинговых исследований потребителей // Менеджмент в России и за рубежом, 20010, №1. – с. 15–16
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования потребителей туристского рынка: теория, методология и практика. – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2015.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга.: Учебник. – М.: Финпресс, 2018.
8. Громова О.Н. Формирование стратегии управления поведением потребителя. – СПб.: Питер, 2015 – 325 с.
9. Елисеева И.И. Общая теория анализа рыночных возможностей. – М.: ЭСКМО 2014. – 127 с.
10. Ефремов В.С. Маркетинг – М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. – 176 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. / Перевод с англ языка Гольдича В.А. и Оганесовой В.А. Науч. редактор Соловьёв Б.А. – М.: Изд. АСТ, 2000. – 272 с.
12. Коява Л. Промышленный брендинг предприятия // Российский аналитический журнал для деловых людей, №70, март 2015 г.
13. Лавров С.Н. Основы маркетинга товарных объектов. – М.: ЭСКМО, 2016. – 216 с.
14. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 325 с.
15. Маркова В. Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга. – СПб.: ЛИТЕРА, 2014. – 220 с.
16. Маслов В.И. Рыночные возможности предприятия в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. М.: – ЭСКМО, 2014. – 258 с.
17. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 288 с.
18. Моисеева Н. Маркетинговая активность на туристском рынке // маркетинг. СПб: Азбука – 2018. – 125 с.
19. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304 с.
20. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – М.: – ИНФРА-М – 2015.
21. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 439 с.
22. Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы в условиях туристского рынка. СПб: Амфора – 2013. – 254 с.
23. Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2015. – 160 с.
24. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 286 с.
25. Яковлев С. Основы маркетинга. – М.: ЭСКМО, 2015. – 254 с.
26. https://pegast.ru/